2007-08-27
ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО СПРАВИТЕСЬ!
Иногда предстоящая важная и сложная работа наводит на нас ужас, вселяет неуверенность в собственных силах, мы даже впадаем в панику. Но оказывается, давно существуют простые психологические приемы, позволяющие успешно и с удовольствием решать любые, пусть и совершенно невыполнимые на первый взгляд, задачи.
Даже самый целеустремленный и ответственный работник не застрахован от временного спада творческой активности, когда решительно не хочется трудиться. Причем заставить его не способны ни чувство долга, ни обещанная награда в сочетании с угрожающими демаршами ожидающего результат руководства. Возникает ощущение, словно ваш мозг кто-то вероломно обесточил.
Происходит и так, что человек впервые сталкивается с абсолютно новым для себя делом, которое представляется ему неприступным бастионом. Непонятно, с какого края к этой цитадели подступиться и возможен ли вообще успешный штурм?
Впрочем, чем бы ни были вызваны апатия и страх перед предстоящей работой, с подобными эмоциями необходимо справиться. По мнению психологов, беда многих россиян в том, что они, имея значительный творческий потенциал, не владеют элементарными навыками самоорганизации. Нередко даже очень хорошие специалисты не способны показывать стабильные результаты. Они то сутками вкалывают, как одержимые, то впадают в меланхолию. А между тем еще в начале прошлого века русский физиолог Николай Введенский назвал причину проблемы: «Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем». Поэтому нам необходимо знать и использовать способы и уловки, позволяющие настроиться и быстро втянуться в процесс. Только так можно добиться хороших результатов.
Надо сказать, решение любой сложной задачи состоит из цепочки последовательных действий-шагов. Именно в такой форме мы и рассмотрим методику преодоления трудностей.
Шаг первый: настраиваемся
В общественном сознании живуч стереотип, гласящий, что творчество — процесс крайне нестабильный, следовательно, управлять им невозможно. Якобы надо забыть про сроки и просто ждать, пока капризное вдохновение не соблаговолит снизойти в виде креативного решения профессиональной головоломки. Представители некоторых творческих профессий так и поступают, месяцами дожидаясь, пока в опавшие паруса их воображения задует свежий ветер новых мыслеобразов. Например, мой знакомый писатель в ответ на регулярно задаваемый вопрос, как продвигается работа над новой книгой, больше года отвечал, что он еще копит жизненные впечатления. Основательность, с которой этот литератор подходит к делу, всегда вызывала у меня искреннее уважение. Но полагаю, что подавляющему большинству служащих, вынужденных придерживаться планов и сроков сдачи проектов, столь неспешная профессиональная философия не подойдет. Как же быть? Попробуйте относиться к творчеству (а им является любое дело, требующее оригинальных решений) как к обычному ежедневному ритуалу вроде включения компьютера.
Итак, для начала запустите рабочую программу, то есть примите твердое решение выполнить поручение во что бы то ни стало. И обязательно назначьте срок, к которому все должно быть готово. Помните: переносы и откладывания трудного дела на потом чреваты провалом ответственной миссии. Кроме того, максимально конкретизируйте задачу: оцените ее, соберите всю необходимую информацию по теме, обязательно составьте план действий и зафиксируйте его на бумаге или в компьютере. Часто взяться за сложный проект мешает то, что он вызывает негативные эмоции. Поэтому попробуйте изменить свое отношение к нему, отыскав в работе что-нибудь увлекательное. Иными словами, замените деморализующие глаголы типа «должен», «надо» на конструктивные, такие как «хочу».
Очень полезно мысленно представлять процесс удачного выполнения поручения от начала до победного конца. Причем чем детальнее вы будете воображать свой успех, тем лучше. Один старый цирковой мастер любил говорить начинающим акробатам: «Заставьте свое сердце пройти по качающемуся канату под куполом цирка, и ваше тело легко пройдет вслед за ним». Обязательно дополняйте визуализацию аутотренингом. Говорите себе: «Я отличный специалист и легко справляюсь с задачей. Я уже много раз занимался подобными проектами и в этот раз тоже сделаю все на высоком уровне».
Еще один эффективный метод — составить список всех возможных способов решения проблемы. Это само по себе способно втянуть в рабочий процесс. К тому же перед глазами всегда будет перечень запасных вариантов на случай, если дело сразу не пойдет.
Вы также не должны быть чрезмерно требовательны к себе. Иным людям взяться за ответственное задание мешает страх, что они не смогут выполнить его идеально. Но не стоит заранее настраиваться на совершенный результат. Как ни странно, перфекционизм нередко мешает начать работу и завершить ее. Психологам хорошо известен тип людей, которые в бесконечных поисках варианта, подходящего под определение «шедевр», доводят себя до полного истощения и не способны сдать проект в указанные заказчиками сроки. Большинству же руководителей в первую очередь нужен быстро и грамотно сделанный продукт, а не нечто идеальное. Поэтому позвольте себе быть не гением, а просто профессионалом.
Шаг второй: организуемся
Несколько лет назад мне довелось пожить в Германии и даже поработать в одной немецкой фирме. Опыт общения с коллегами-европейцами многому научил. Например, некоторые мои сослуживцы активно использовали специальные компьютерные программы для составления распорядка дня. Обычно, прежде чем отправиться вечером домой, сотрудники записывали в своем электронном органайзере дела на завтра, учитывая любые мелочи вплоть до пятиминутных перерывов на чашечку кофе. В первые дни мне было даже немного жаль соседей по офису, в чьих ПК периодически звякали назойливые колокольчики или звучали иные сигналы, призывающие на совещания, важные встречи и напоминающие о неотложных делах. Но впоследствии я убедился, что благодаря четкой организации процесса действительно можно успеть очень многое. Поэтому решение предстоящей задачи необходимо планировать по стадиям и времени их реализации.
Если от одной мысли о гигантском объеме работы вам становится жутко, попробуйте использовать такой прием: пообещайте себе, что возьметесь за непосильную с виду задачу, но если через 15 минут дело не пойдет, то сегодня больше надрываться не станете. Однако обычно через четверть часа человек незаметно для себя втягивается и забывает про уговор. Существует и иной способ. Раздробите крупную проблему на мелкие, чтобы она выглядела не столь страшной. За каждый пройденный отрезок пути обещайте себе какое-то вознаграждение, например после очередного выполненного этапа вы отдохнете или побалуете себя чем-то вкусненьким. Кроме того, есть еще метод «швейцарского сыра». Его суть заключается в следующем: из задачи «выгрызают» кусочки попроще и поприятнее и так до тех пор, пока она не будет решена.
Вообще, подобные способы позволяют незаметно одолеть самое грандиозное дело. Важно также, что в процессе выполнения маленьких задач постепенно вырабатывается психология победителя. Одним словом, необходимо научиться творчески подходить к любым поручениям и, конечно, распределять свое бесценное время.
Если в таких аспектах вы не специалист, попробуйте обратиться за помощью к экспертам. Поговорите с теми, кто уже занимался чем-то похожим, спросите у них совета, воспользуйтесь наработками. Не бойтесь, что вам откажут: на самом деле люди обожают чувствовать себя знатоками.
Шаг третий: концентрируемся
Часто многочисленные отвлекающие факторы мешают полностью сосредоточиться на проблеме. Это приводит к тому, что желанная цель постоянно отдаляется от нас, как мираж от стремящегося к нему путника. Во время учебы в вузе мои сокурсники в канун сессии пристегивали самого непоседливого товарища к стулу крепким солдатским ремнем, чтобы он перестал устраивать постоянные перекуры. Впрочем, спустя несколько минут путы уже были не нужны — человек погружался в работу и переставал искать повод отлынивать. Таким образом, иногда нужно немного времени, дабы полностью абстрагироваться от происходящего вокруг и сосредоточиться на главном. Сделать это проще, если вы позаботитесь о том, чтобы вам было комфортно на рабочем месте. Отрегулируйте высоту стула, попросите коллег какое-то время не отвлекать вас по пустякам. Кроме того, под рукой должно быть все необходимое.
Шаг четвертый: штурмуем
Если проблема требует оригинальных находок, попробуйте устроить мозговой штурм. Для этого понадобится лист бумаги или текстовый редактор ПК. Постарайтесь сосредоточиться на проблеме, отключившись от посторонних дел, и фиксируйте все приходящие в голову мысли, не анализируя их. Затем выберите из получившегося банка идей самый интересный вариант.
Конечно, это лишь один прием из огромного арсенала интеллектуальных средств, которые ежедневно используют в своей профессиональной деятельности мыслители экстра-класса. Но нельзя освоить науку, предварительно не изучив особенности собственного мышления. Например, кому-то необходимо загрузить свой мозг проблемой, на время переключиться на что-нибудь постороннее или залечь на часок в горячую ванну, не терзая себя требованиями немедленно выдать на-гора результат. То, что неспециалисты могут посчитать бездельем, в сущности является частью творческого поиска, ведь когда левое полушарие нашего мозга не занято бесконечным анализом, в дело вступает правое. Кстати, я на собственном опыте убедился: если периодически устраивать тайм-ауты, после них творческий процесс получает новый импульс. Очень важно изучить свои сильные и слабые стороны, знать, в какое время суток у вас бывают творческие пики, и с максимальной пользой использовать эти часы. Конечно, служащий компании не имеет возможности заявить начальнику, что он, мол, сейчас не в лучшей форме, а вот завтра после обеда попробует составить отчет. Работа в современной фирме на хорошо оплачиваемой должности часто требует недюжинной выносливости и готовности с ходу включиться в любой проект. Однако если ваша офисная жизнь целиком состоит из авралов, то недолго и надорваться. В любом виде деятельности рекордные нагрузки должны сочетаться с периодами отдыха и стабилизации. Только так, постепенно повышая свой профессионализм, вы сможете справляться с задачами любой сложности.
КРОТКОВ А. П.
Работа & зарплата
|